суббота, 17 марта 2012 г.

Про «Квартирный вопрос» на НТВ

Вот есть передачка на НТВ «Квартирный вопрос». В целом, неплохая передачка. В чем-то даже полезная – в части, когда рассказывают, что обои могут быть не только светло-коричневые мелким бесом, а мебель бывает не только темно-коричневых оттенков. И что ставить мебель можно не только у стеночки, но и по середине комнаты, а если и у стеночки, то не обязательно вдоль. Кто-то должен постсоветским людям не только рассказывать, что бывает такая штука — «дизайн интерьера», но и показывать это наглядно: и что это такое, и как оно бывает, и что для этого надо сделать... Или хотя бы в каком направлении подумать. Конечно, со словами в этой передачке обходятся на манер первых постсоветских иммигрантов, на время вернувшихся в москву из америки, ну, что тут поделать, у каждого сообщества свой сленг, не будем на этом зацикливаться, хотя простоты и ясности в выражениях не хватает — проще надо быть с неискушёнными в дизайне обывателями. Ну да ладно, всё-таки это НТВ. Всё-таки это особый контингент — что зрители, что создатели передач.

Но вот поражают меня две вещи в этой передаче. И даже не знаешь, какая хуже.

Во-первых, это абсолютно антирусская передача. Вечно у них так — шторы французские, лампы итальянские, мебель из Нидерландов, а пол состарен под викторианский особняк Георга шестого какого-нибудь... Никогда ничего русского. Даже рядом нет. Все стили — от прованса до кантри — всё иностранное. Прям-таки восхваляют всё импортное. Как будто нет ничего — и самое главное не может быть! — русского. Чего-нибудь отечественного. Мебель если и делается на заказ, то по вражеским опять же лекалам, а если используют так называемый «текстиль», то опять же импортный (да нет в Иваново никаких фабрик! И в Вологде с Ельцом кружев тоже, ясное дело, никогда не делали). Я понимаю, красное дерево в России не так сильно распространено, как сосна или дуб, но даже к названиям исконно русских деревьев, произрастающих на территории нашей необъятной Родины не первый миллион лет своей малоподвижной эволюции, постоянно хотят приделать какую-нибудь иностранщину. Эта передача просто-таки пропагандирует преклонение перед Западом. Как будто на Руси всегда были только обезьяны, хотя это ещё надо внимательнее посмотреть, откуда ноги растут у Западной цивилизации, где её истинные корни.

И второй момент, более прикладной, так сказать. В последнее время в этой передачке стала заметна некоторая халтура, хотя изначальную идею — сделать не просто красиво, но и дорого — всё равно ещё поддерживают, так или иначе постоянно делая акценты, по которым понятно — там всё не просто и не дешёво. Я бы даже сказала, что вот этот второй момент является косвенным продолжением первого. Как писал Овчинников в своей великолепной книге «Корни дуба», в Англии слово «заграничное» тождественно слову «плохое» (по крайней мере, так было до недавнего времени, сложно сказать, в какое болото завёл мультикультурализм англичан). На постсоветском пространстве, особенно в первые годы после развала СССР, устоялся абсолютно противоположный тезис (не могу сказать, что небезосновательный): «заграничное» значит «хорошее», а «отечественное» — плохое. Это уже такой устоявшийся мем, который передачи вроде «Квартирного вопроса» (они, разумеется, не одни такие) устойчиво пропагандируют, навязчиво вдалбливая в бошки непритязательных зрителей эту в целом неприятную мысль.

Поэтому гораздо интереснее для нас и полезнее была бы другая передачка: как сделать красивый ремонт за небольшую сумму денег.

Такая мысль меня постоянно посещает, стоит мне войти на строительный рынок. Сейчас ведь чего только нет, сколько различных материалов: обойки, плитка, штукатурки, краски абсолютно всех цветов и фактур, всякие штучки-дрючки-прибамбасы — разгуляйся фантазия не хочу, как говорится. Главное, не стоит забывать, что красивое — это не всегда дорогое. Дело в том, что искусство дизайна — это не только умение правильно скомпоновать дорогие, авторские, дизайнерские вещи ручной работы, поставленные по эксклюзивному заказу для супер-пупер-важных вип-персон, у которых всегда всё не просто по высшему разряду, а исключительно только для них. У простого народа — как правило, именно они и являются зрителями НТВ — нет таких возможностей даже рядом. Им гораздо интереснее было бы другое: дать дизайнеру, скажем, двадцать тысяч рублей. Не больше. Я сначала вообще думала о десяти, но десять это уж слишком (хотя сумма может быть любой — самое главное, небольшой). В общем, пусть, допустим, двадцать. Даже не двадцать пять (зачем упрощать задачу, ведь это же шоу, об этом тоже не надо забывать). Я бы даже сказала, что ситуация, когда у людей реально на ремонт есть только двадцать тысяч, вполне обыденная. Так вот, такая передача дала бы возможность этим людям понять, что их ситуация — не безнадёжная. Что много денег, конечно, хорошо, но когда их мало — это не катастрофа. И всегда можно найти выход.

Так вот, представьте: даём дизайнеру двадцать тысяч рублей и отправляем его на строительный рынок. В переделываемых комнатах в этой передаче всегда есть мебель. Я что-то ни разу не видела у них комнату, в которой мебели бы не было. Так вот, задача была бы следующая: сделать из имеющейся комнаты с имеющейся мебелью красивый ремонт за двадцать тысяч рублей. Чтобы хозяева вошли и обалдели. И не только хозяева, но и зрители. И чтобы в конце обязательно ещё счёт показывали бы что сколько стоит — как в передачке «Махинаторы»/ «Wheelers dealers» на телеканале Discovery (честно говоря, я свою идею раньше придумала, чем увидела эту передачку про переделки машин, но вообще идея лежит на поверхности). При этом учесть при создании передачки, что денежное ограничение не означает ограничение вообще — то есть дизайнер имеет право, например, поехать в лес и набрать для своей идеи сухих веток. Или что-нибудь найти на блошином рынке для переделки — то есть это должен быть дизайн из подручных вещей.

Смысл в том, что передача в предлагаемом мной формате в один момент стала бы хитом номер один. Она подарила бы людям надежду на лучшее. Реально учила бы людей экспериментировать.

Но, видимо, на нашем телевидении не нужны передачи, которые делают людей лучше.

Комментариев нет:

Отправить комментарий