вторник, 16 октября 2018 г.

Про хождение пешком

Вот у нас в России все "дрочат" (уж простите мне мой французский) на хождение пешком. Даже собакин нас постоянно к этому провоцирует, тротуары нам увеличивает, стремительно уменьшая проезжую часть - мол, автомобили зло, надо ходить пешком.

И многие мои знакомые тоже всё фанаты попешкодралить - мол, это полезно. Оправдываются каким-то ЗОЖ, не взирая на абсолютно неиндийский климат, и вообще считают, что это лучше всего. Поэтому нужно везде и всюду давать приоритет людям, предпочитающим передвижение на своих двоих.

Мне в этой связи всё время вспоминается Камбоджа. Был в моей жизни период, когда мне пришлось там пожить несколько месяцев. Это была не туристическая поездка, хотя везде, где я бываю, я всё-таки стараюсь изучить местную жизнь. А уж в такой экзотической стране и подавно. Так вот, в Камбодже меня поразило, что там никто не ходит пешком. Вообще. По тротуарам если народ и идёт, то точно из одного дома в соседний - не дальше. А если надо куда-то дальше пройти, то либо используется личное средство передвижения (мотобайк, как правило, авто для богатых), либо местные аналоги такси - тук-туки, такси-мотобайки и вело-рикши. Так как я была в Камбодже в середине 2000-х, тогда я такси как такси не помню (в смысле что седаны), но тук-туки прекрасно справлялись со своей задачей - мы тоже часто ими пользовались. Люди победнее пользовались услугами мотобайкеров. И уж совсем бедные люди уже ехали на рикшах. То есть вы понимаете, да? Рикши - это такси для бедных. ДЛЯ БЕДНЫХ. ТАКСИ. Никаких "на своих двоих".

А в России я часто встречаюсь с идеей, что даже если ты довольно обеспечен (не будем говорить про богатых - все богатые передвигаются ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО на авто, ясное дело, что метро для плебеев), то не грех и пешкодралом пройтись.

Я часто езжу на такси по Москве. Просто потому, что это быстрее и удобнее. Москва маленькая. Это просто политика российская делает её НЕПРОХОДИМОЙ. Но Москва - маленькая. Я живу на севере Москвы и у меня с южной стороны дома видно Останкинскую башню. Я могу целый час ехать от дома до Крокус-Сити, например, и когда я доеду до Крокуса, я всё равно увижу Останкинскую башню (а она далеко не самая высокая в мире). Останкинскую башню только с юга Москвы вообще-то не видно - там либо везде Шуховская башня торчит, либо шпиль МГУ. Так вот, многие на меня косо смотрят, что я на такси езжу - даже люди, получающие не одну сотню в месяц - как так? Шикую?!.. Жирую?!.. Да нет, я просто экономлю две вещи: здоровье и время. Обе - очень дорогие штуки. И во всём мире - даже таком, казалось бы, не очень развитом (хотя сейчас Камбоджа далеко шагнула вперёд, если честно), как Камбоджа середины 2000-х, это уже давно поняли.

Как говорит один мой друг, есть очень простое понятие роскоши: роскошь - это такие вещи, услуги, используя которые, ты НЕ повышаешь свой КПД, т.е. от использования которых ты НЕ начинаешь лучше работать (в любом слысле - работать, творить, создавать etc). Но если, используя что-то, ты начинаешь лучше работать, то это уже не роскошь. Если после поездки на работу на машине ты приезжаешь на работу в лучшем состоянии, чем от поездки на метро, после которой тебе теперь ещё полтора часа надо себя кофе обпаивать, то это - не роскошь.

Ну, и затронем всё-таки медицинский аспект принципа "надо ходить". Ходить вообще-то надо быстро, медленная ходьба негативно сказывается на венах. Также не нужно забывать о весе. Если твой нынешний вес отличается от веса, при котором твои суставы развивались (т.е. текущий вес больше, чем в молодости), то это тоже фактор против хождения пешком - нужно сначала вес сбросить, а потом уже начать бегать, иначе совсем без суставов останешься. И потом, самое главное: да, иногда пройтись бывает полезно - по лесу, желательно по лесной тропинке, а не по плиточке и уж тем более не по асфальту. Желательно, чтобы автомобилей в ближайшие три километра (как минимум) не было, потому что при ходьбе возрастает скорость вентиляции лёгких: в покое - это около 5 л/мин, но если ты двигаешь - то объем увеличивается, у бегунов и велосипедистов скорость вентиляции лёгких увеличивается до 70 л/мин - только вдумайтесь! Вы бежите по московской улице и фильтруете московский воздух со скоростью 70 литров в минуту! И это хорошо, если автомобили мимо быстро едут, потому что на перекрестках со светофорами концентрация ядовитых веществ от выхлопов увеличивается до 29 раз (я это помню из публикаций в "Науке и Жизни", у них статьи закрытые, поэтому ссылки в любом случае не могу привести). При этом я не отрицаю полезность ходьбы, это самая щадящая физиологическая нагрузка, но она полезна только в условиях, хотя бы отдалённо приближенных к условиям терренкуров Кисловодска (самых лучших в России, кстати, разработанных ещё сто лет назад одним немецким врачом). В остальных случаях, особенно в условиях Москвы с её отвратительной экологией, прогулки пешком - это минимум никакая штука (если тебе повезло и дорога до метро идёт через парк). А в некоторых случаях это прямой путь в кабинет к врачу.

И я уж молчу о времени. Россияне не умеют ценить Время. Вообще. Поэтому они не понимают, что тратить на преодоление 15-ти километров час - это КАТАСТРОФА.

Посмотрите любой американский фильм. Сколько там люди тратят времени на дорогу от дома до работы?.... В сериале "Клиника/Scrubs" один герой ужасался, что ему придётся тратить на дорогу до работы - о ужас! - СОРОК минут. Он реально думал, что это ахеренно тяжело. Я знаю людей, которые чтобы добраться на работу в Москве тратят на дорогу от дома 2,5 часа. ДВА С ПОЛОВИНОЙ ЧАСА! И они ничего не считают по этому поводу, потому что машины всё равно нет, а если бы и была, то начальник всё равно хочет видеть их в 9 утра на работе, поэтому ездят общественным транспортом, который в общем-то тоже не особо спешит.

Россиянам нужно как-то по-другому начать оценивать своё время. И свои возможности. Нужно начать уважать себя. Иначе мы так и останемся страной диких марширующих обезьян.

Комментариев нет:

Отправить комментарий