пятница, 26 марта 2010 г.

Свободный файлообмен и культурное развитие общества

Иногда почитываю, что пишут пользователи на небезызвестном многим анимешникам сайте world-art по поводу тех или иных анимешек. К одному аниме (не важно какому) попалась заметка, в которой была буквально следующая фраза:

Жду Российского релиза, ведь хороший DVD в стеллаже, это как раньше книга на полке?” (источник)

Человек написал эту фразу после просмотра фильма, который я сама лично нашла только в торрентах. И это далеко не единственный случай. Сама когда-то купила лицензионные диски с Ergo Proxy, имея к тому времени на руках пять различных версий этого сериала, скаченных с различных торрентов (ну, нравится мне этот сериал). А если появится возможность, всё равно куплю и родные японские DVD.
Впрочем, примеры примерами, а речь на самом деле о другом. Дело в том, что копирайты и все эти так называемые лицензионные соглашения – изобретение исключительно капиталистическое, направленное на обогащение конкретной группы лиц. Но если мы внимательно посмотрим на явления капиталистического мира, то мы явно увидим, что капитализм и культура двигаются в разных направлениях. То, что создаёт культурный пласт общества, не поддаётся денежному исчислению. Нельзя оценить картину великого художника по её стоимости, она ценна не ценником (пусть и многомиллионным), а теми чувствами, что вызывает в душе зрителя. Потому что если предмет искусства не вызывает в душе ничего, кроме воспоминаний об его стоимости – то это не искусство, а дешёвая подделка для несведущих (для лохов, короче). Всё, что делается ради преумножения культурного пласта (наука, кстати, это тоже часть культуры, и иногда это настоящее искусство), должно быть открытым, свободным и общедоступным. Это как Эльфелевая башня, рядом с которой может сфотографироваться любой желающий. Общедоступность культурных ценностей позволяет сформировать личные предпочтения. Человек в любом случае будет тянуться к прекрасному. И чем больше выбор этого прекрасного – тем лучше. Именно поэтому, кстати, говорят, что красота спасёт мир. Красота – это неотъемлемая часть искусства.
И совсем другое дело копирайт. Конечно, он появился не от дурных мозгов – напротив, идея-то изначально была благородная: защитить интеллектуальную собственность. В какой-то степени копирайт всё-таки необходим (как защита от недобросовестных плагиаторов). Но то, что под копирайтом подразумевается сегодня, в основном противоречит принципам культурного развития общества. В том-то и дело, что копирайт возник как защита авторства, а ныне держателями всех этих копирайтов очень часто является кто угодно, но только не авторы. И интересы пытаются защитить не авторов, а всяких там издателей и правообладателей, которые по сути никаким местом отношения к объекту интеллектуальной собственности не имеют. Правообладатели зачастую борются не за права авторов, а за источники собственных доходов, и в таком случае авторы для правообладателей – всего лишь дойные коровы, и ничего больше. Не удивительно, что многие выдающиеся деятели культуры высказываются за свободное распространение объектов культуры, в том числе и посредством интернета. Вопят о необходимости жёстких копирайтов только издатели. Как, например, это происходит в Дании:

Антипиратский комитет Дании рассматривает предложение взимать с пользователей налог за пользование Сетью. Вырученные средства пойдут на компенсацию убытков, которые правообладатели терпят из-за компьютерного пиратства” (источник)

К их нестройному хору присоединяются в основном бездарности, пришедшие в шоу-бизнес бабло заколачивать. Истинные таланты и ведут себя иначе. Они ведь на самом деле ничего не теряют. Вот как в том примере с анимешного сайта. Молодой человек посмотрел аниме, оно ему понравилось – теперь ждёт официального релиза. Где и качество будет получше, и перевод поточнее. Поэтому истинный талант не должен бояться потерять какую-то песню или книгу – в конце концов, он напишет ещё, да и истину в век информации относительно несложно восстановить. Ведь и песни, и книги (да и фильмы, в конце концов) создаются не просто для развлечения – и не всегда это развлечение. Конечно, с одной стороны имеет смысл оправдать затраты на выпуск того или иного культурного продукта. Но это не должно быть первопричиной деятельности. Ведь человек, “потребляя” культуру, на самом деле приобретает гораздо больше, чем тратит – даже если он покупает книжку или диск за деньги.
Поэтому меня не могут радовать такие новости, как, например, последние новости из Испании, где недавно один – видимо, очень продвинутый – судья принял решение в пользу легализации торрентов:

Файлообмен не является нарушением авторских прав в том случае, если используется в личных некоммерческих целях... Судья… заявил, что пиринговые сети – это просто способ обмена данными между пользователями, и никаких авторских прав просто по умолчанию, одним своим существованием, они нарушать не могут... Он [судья – прим.  Т.-s.проверил финансовые отчеты владельца файлообменной сети, удостоверившись в том, что ответчик не зарабатывает на предоставлении пользователям возможности обмениваться ссылками. Поэтому было решено, что и само размещение ссылок на файлы, защищенные авторским правом, не являются нарушением, если никто на этом не зарабатывает” (источник)

Всё просто. Нет коммерческой выгоды – нет материальной заинтересованности. Люди скачивают только то, что им на самом деле интересно. Это не обязательно должно быть что-то популярное. У всего найдётся свой зритель/слушатель/ читатель. Важно то, что совместными усилиями пользователи интернета очень активно участвуют в накоплении самого бесценного в нашей цивилизации – её культурного пласта. Попробуйте, например, найти в свободной продаже редкие авторские фильмы или музыку, которую в нашей стране даже никто не думал продавать? Попробовала я как-то в одном очень крупном музыкальном магазине, где, казалось бы, есть всё,  поспрашивать свои любимые японские группы – продавцы даже названий таких никогда не слышали. Я уж молчу про ещё более редкие для российской действительности вещи типа современной камбоджийской поп-музыки – вот уж чего и в торрентах-то вряд ли найдёшь. А ведь в мире столько всего интересного, а мы имеем доступ к столь малому…
Вот и получается, что препятствуя свободному распространению информации, нарушается естественный культурный обмен. Патенты, копирайты – это то, что сейчас душит культуру. Люди и так в последнее время всё больше и больше оскотиниваются. И только ограниченный разум (да и разум ли это будет в таком случае?) будет считать, что всё в этой жизни ограничивается деньгами.

А вообще я не очень умею рассуждать на тему копирайтов и патентов. Лучше меня это сделал Иван Сагалаев в своей статье “Софтверные патенты”, которую я очень рекомендую прочитать каждому разумному человеку – тут есть над чем задуматься.

Комментариев нет:

Отправка комментария