вторник, 7 декабря 2010 г.

Покажи мне, как ты едешь, и я скажу, откуда ты – с Москвы аль нет

Летом по Москве всё-таки хорошо ездить. Если в час-пик не соваться, то машин сравнительно немного (сравнительно с осенне-зимне-весенним периодом), ведь все в отпусках, по морям и дачам разъехамшись, да и гости столицы летнее времечко стараются провести поближе к родным пенатам.

Всё меняется с приходом осени. Дети идут в школу. А граждане возвращаются из отпусков. Помимо самих москвичей на дорогах столицы прибавляется огромное количество иногородних автовладельцев, подавшихся к нам на заработки. Иной раз едешь так в плотном потоке, глядишь вокруг – а половина номеров-то и не с нашего региона-то (в смысле что даже не Подмосковье). У меня сосед один на этаже квартиру снимает, так у него машина с номерами из 44-го региона. В общем, кого только в Москву не тянет…

Так вот, проблему это всё-таки создаёт, и порой очень серьёзную. Дело в том, что в Москве сложились собственные правила езды – помимо ПДД у нас действует нечто вроде негласного этического кодекса. Например, это касается перестроений или когда пропускаешь в случае, если право приоритетного движения всё-таки у тебя. Что особенно бросается в глаза, когда попадаешь на автомобиле в другие регионы, так это феноменальная особенность москвичей выстраиваться в ряды – в провинции я такого не наблюдала. Москвичи умеют ездить близко к другим машинам, из-за чего там, где один ряд, авто могут выстроиться в два, не причиняя ущерба друг другу, а, напротив, создавая более компактную структуру. И самое главное, если перед тобой серия несогласованных перекрёстков, то чтобы не затруднять движение, останавливаешься на стоп-линии, хотя у тебя зелёный, и едешь вперёд только в том случае, если впереди тебя поток продвинулся вперёд. В часы-пик это очень разумно, потоки машин большие, и не все успевают проехать на светофор, образуются заторы. Если останавливаться на стоп-линии в случае, если впереди всё забито машинами, то когда тебе загорается красный, ты не находишься на перекрёстке, с которого не успел бы уехать – поперечный проток спокойно проезжает, и затор хоть образуется, но всё-таки он не безвыходный. Медленно, но верно проедут все.

И вот тут выплывают иногородние граждане (очень много приезжих ездит и с московскими номерами – купили квартиру, потом машину, получили номера по месту жительства, но в душе всё равно деревня деревней; так что я говорю не о номерах на машинах, а прежде всего о водителях). Иногородние граждане часто кичатся своими знаниями ПДД, наплевав на наши негласные правила, навязанные нам суровой действительностью. Особенно это касается водителей на машинах поприличнее – начинают забивать перекрёстки (типа, у меня же приоритет!), не пропускают тебя, хотя перестраиваешься ты не по прихоти левой ноги, а потому что тебе действительно нужно перестроиться в нужный ряд, и вообще ведут себя на дороге очень по-хамски. Конечно, и в Москве хамов достаточно, куда ж без них? Но после лета, когда привыкаешь, что тебя пропускают, если ты включил поворотник, сигнализируя о начале манёвра, когда ты ведёшь себя разумно на светофоре, и т.д., ездить осенью очень неприятно. Я лично всегда всех пропускаю, если вижу, что кто-то хочет перестроиться в мой ряд. И меня часто пропускают. И на перекрёстках с второстепенной дорогой мы всегда даём возможность людям выехать… В общем, я даже смею утверждать, что московские водители – водители именно москвичи – довольно вежливые люди. У нас даже принято благодарить друг друга на дороге или извиняться, что влез вдруг куда-то без очереди – всё это на дороге видно. Всегда можно отличить того, кто спешит, от обычного хама, у которого одно место скипидаром залили.

И вот это основная проблема: если бы все водители вели себя по отношению друг к другу вежливо, пробок в Москве может быть и не стало бы меньше, но их стало бы легче преодолевать. Не надо лезть десятым рядом, создавая неудобство и себе, и другим. В Европе давно доказали, что когда водители соблюдают очередность и рядность, пробка быстрее рассасывается. Управление транспортным средством – это процесс, связанный с повышенной опасностью, и поэтому требующий особого внимания. Даже если есть ПДД, никто не отменял разумный подход. К сожалению, у нас, в отличие от США, разумный подход законодательно не закреплён (но об американских ПДД я напишу позже), и только москвичи в своих ежедневных мытарствах на немногочисленных московских автострадах сами дошли до необходимости оного. Но картину портят гости столицы.

Граждане, ну неужели так трудно сообразить, что не надо въезжать на перекрёсток, если ты видишь, что до окончания данного тебе зелёного света светофора ты всё равно не успеешь его покинуть и потом будешь торчать вместе с кучей идиотов посреди перекрёстка, мешая проехать поперечному потоку?

Дорогие гости столицы, не надо впихиваться на свой страх и риск, опасаясь, что тебя никогда не пропустят – пропустят, только поворотник включи, что ты хочешь предпринять какой-то манёвр.

Москвичи давно уже поняли, что вежливость на дороге необходима нам всем. Мы ею пользуемся. И это реально здорово быть вежливым на дороге. Ведь это повышает безопасность движения. Неужели основная масса не в состоянии понять таких элементарных вещей?..

Комментариев нет:

Отправить комментарий