четверг, 5 ноября 2020 г.

Песня о Стеньке Разине

А вообще кто-нибудь вслушивался в слова знаменитой песни о Стеньке Разине? Честно говоря, называть это культурой у меня язык не поворачивается. Ибо о чём эта песня? Группа мужиков похищает молодую девушку. Всю ночь её насилует пьяный главарь банды, а когда толпа его подельников наутро начинает ему завидовать, он её топит. И вы только представьте себе ужас этой девчонки. Жила она себе в каком-нибудь красивом дворце, в родной семье, с братьями, сёстрами и любящими родителями. Молодая, прекрасная. Мечтала о своём принце на белом арабском скакуне. Тут припёрлись какие-то вонючие варвары, похитили её, растлили, потом ещё и убили. И, типа, песня о доблестном казаке, который ничего не собирается жалеть ради природного водного потока со значительным течением, однако человеческая жизнь (т.е. жизнь разумного живого существа) для него ничего не значит.

Ребят, вот серьёзно?!.. И это - хорошая песня?..

Честно говоря, у меня эта песня вызывает оторопь и отвращение.

Вообще уже давно собираюсь сделать разбор предметов культа (а не культуры, как считают некоторые) - все эти старые песни/оперы, картины и прочее. Ей-богу, я уже давно считаю, что больше адекватны те, кто прикрывает нагие скульптуры, а не те, кто говорит, что, типа, это делать некультурно. Честно говоря, в искусстве очень много такого, что культурой, мягко говоря, называть не получается. Вот как упомянутая выше песня. Пели её многие, включая самого (!) Фёдора Шаляпина. Красиво Фёдор Иванович пел, с чувством. Но, вашу ж маму, это же ода изнасилованию с предумышленным убийством!!! (множественный facepalm). Сейчас это статьи 131 и 105 УК РФ, соответственно!!!

Так что весь этот культур-мультур совершенно не безусловен. А уж в контексте исторического развития так и подавно. И, представляете, эту песню до сих пор слушают и восторгаются ею. Вот комменты на Ютубе (источник):

1) ой спасибо!!! прекрасная песня! чувствую силу предков!!! :)

2)  Мощно, роскошно, во всю мочь души русской!!!!!!!!!

3) Какая-то есть сила в старинных русских песнях. Как слышу их меня переполняет мощь, аж душа пылает.

4)  Великолепная песня! Прекрасное исполнение! Мой отец любил её исполнять с друзьями во время застолий! Аж стены дрожали!

Есть, конечно, более-менее адекватные люди, которые понимают, о чём эта песнь (там же):

всегда любил напевать начало этой песни, даже не мог подумать что она о перебухавшем казаке, утопившем жинку на второй день свадьбы))

Вот в этом-то и проблема, что большая часть объектов культуры (вернее, так называемой "культуры") зачастую вдалбливается в детские неокрепшие умы на безусловных принципах, а порой и с запретом критического восприятия (типа, это не Толстой плохо пишет, а ты просто дурак). А ведь учитель - это дверь в огромный мир знаний, а не источник их.

Мне вот повезло в школе с учителями литературы, хоть мы и не любили своих учителей. Я никогда не забуду урок, когда учительница разделила класс на две части: любители Достоевского и любители Толстого. У нас был диспут, мы обсуждали достоинства и недостатки этих писателей, сравнивали их. Класс реально разделился на две группы, в каждой была даже своя фан-зона, которая вполне аргументированно доказывала свою точку зрения (я, кстати, была частью фанатов Достоевского). Это был живой урок, который я помню уже который десяток лет и это одно из самых ярких воспоминаний о моей школе. Это было интересно: нам дали возможность не согласиться с, казалось бы, безусловными авторитетами и признать, что кому-то не нравится Толстой, а кому-то - Достоевский. Были, конечно же, и неопределившиеся. Были и такие, кому никто не нравился. И этих людей учитель не подверг остракизму - типа, ну ты и дебилище...

А ведь сколько снобизма у всех этих так называемых интеллигентов, которые порой совершенно не интеллектуальны!.. Да, эти интеллигенты могут иметь большой багаж прочитанного, просмотренного, услышанного. Они могут ходить в театры и на выставки. Но чем они порой восторгаются? Как человек, который за свою жизнь аж два раза ушёл со спектакля после первого действия (кстати, оба раза это были оперы), скажу, что порой под соусом культуры подсовывается откровенная пошлятина. И это говорю я, человек, который в общем-то любит современное искусство (и даже обожает новые формы), поэтому повидала я на своём веку уже всякого откровенного трэша, причём, порой довольно прикольного.

Но всё-таки восторгаться изнасилованием и убийством я никогда не стану. Можно рассматривать эту песню как объект исторического наследия - типа, представляете, какие раньше были люди? Хорошо, что таких сейчас нет. А вот раньше были люди, для которых изнасиловать и убить невинную девушку - раз плюнуть. А то, что эта девушка могла выйти замуж и родить ребёнка, который потом мог бы стать великим врачом или учёным - ну, кому это интересно? Получается, что главное - это пообщаться с неживым природным объектом, пообещав ему кучу мусора и трупный материал.

Мне бы всё-таки хотелось, чтобы люди эволюционировали. А не застывали в стагнации. Стенька Разин - убийца и пьяница. Я вообще не знаю, чем он ещё был примечателен. Бандит, каких было много. Это отрицательный пример, достойный порицания, а не восторгов. Хотя, может быть, я и не права, но, честно говоря, одно плохое дело перекрывает все хорошие, поэтому если в памяти народной Разин остался человеком, для которого живое существо женского пола вообще не повод заморачиваться морально-нравственными вопросами, то мне реально пофик, чем он был знаменит ещё.

А вот почему-то по-настоящему достойных людей русский народный фольклор никогда не воспевал. Вы вообще знаете хоть одну песню про древнерусского, скажем, учёного, который помогал людям жить лучше?

Я вот ни одной не знаю...

И вот это по-настоящему печально.

Комментариев нет:

Отправить комментарий