пятница, 12 ноября 2010 г.

60-ти часовая рабочая неделя

Комитет по рынку труда Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), который возглавляет Михаил Прохоров, подготовил проект поправок к Трудовому кодексу (ТК). В частности, комитет предлагает законодательно закрепить возможность введения с согласия работника 60-часовой рабочей недели” (источник)

Пока это только предложение. Не факт (надеюсь), что его примут. Но вообще-то мне сложно представить, что такое мог предложить здравомыслящий человек.

12-часовой рабочий день – это означает, что при норме сна в 8 часов день + 2 часа от работы до дома на личную жизнь у тебя остаётся ещё 2 часа – утром позавтракать и собраться и вечером поужинать и подготовиться ко сну. Вообще-то такая жизнь здравомыслящего человека, у которого есть свои чаяния, надежды и мечты, обычно доводит до самоубийства. Но сейчас я не хочу абстрактных размышлений. Первое, что приходит в голову – это положение тех, кто работает в столице.

В Москве, если ты добираешься до работы в пределах одного часа – это считается, что работа недалеко от дома. Многие добираются до работы по 2-3 часа в один конец, особенно это касается жителей пригородов, которые не успевают встать и лечь в кровать в течение одних и тех же суток. Недосыпание стало нормой, как и синдром хронической усталости, которое оно вызывает. Никогда не задумывались, почему россияне вечно такие злые? Иностранцы идут по улицам, улыбаются, а россияне все выглядят так, будто каждый замышляет извращённое убийство. Всё очень просто: Россия это общество невыспавшихся людей. Плюс климат у нас непростой: зимой очень холодно, а летом очень жарко. Весна и осень для нас прежде всего – это очередная перестройка организма. Плюс не забудьте перевод часов, который тоже ничего хорошего не приносит. Павлов ещё сто лет назад доказал, что работа ферментных систем организма зависит от времени суток и смещение времени на час элементарно сказывается на работе желудочно-кишечного тракта – естественно, не в лучшую сторону.

В России надо не 60-ти часовую неделю вводить, а законодательно закреплять возможность работы на “удалённом доступе”, чтобы все офисные работники, которые могут свои файлы и емейлы создавать в абсолютно любой обстановке (от садика на приусадебном участке до уличной кафешки в центре города), могли работать вне офиса, когда это действительно не мешает работе. Я, например, давно так делаю – всю работу, которую мне лучше сделать в тишине и покое (поскольку цена ошибки высока, что может встать фирме в немалую копеечку), я делаю не в условиях шумного и иногда весёлого офиса, а дома в домашних тапочках и с любимой кошкой на коленках. Причём, то, что я делаю дома за сутки, в условиях офиса у меня занимает одну-две недели, потому что в офисе постоянно отвлекают, в офисе ещё надо отдохнуть от дороги, прийти в себя, не говоря уж о том, что в офис ты приезжаешь не тогда, когда хочешь, а надо бы туда переться с самого утра.

Если бы законодательно закрепили необходимость по максимуму работать дома, это сказалось бы на обществе в целом положительно, поскольку не только бы разгрузило дороги, но – прежде всего – повысило бы производительность труда.

А у нас законодательно хотят закрепить шизофреничный бред. 12 часов в день могут работать только из-за форс-мажорных обстоятельств (частота возникновения которых обратнопропорциональна умственному развитию начальства) или если есть какие-то личные обстоятельства, не позволяющие проводить время ещё где-то, кроме работы (например, неудачи в личной жизни).

Одним из аргументов “за” этого идиотского предложения выступает как раз тема, что таким образом хотят повысить производительность труда.

Сейчас, по оценкам экспертов, Россия отстает от развитых стран по производительности труда в три-четыре раза” (там же)

Если усталую лошадь сильнее хлестать хлыстом, то менее усталой она от этого не станет. Наши современные управители почему-то никак не могут понять, что качество работы зависит от чего угодно, но только не от количества часов нахождения на работе. Если у работника хорошие настроение и здоровье, то он в любом случае сделает свою работу лучше, чем его усталый невыспавшийся коллега (при равных начальных условиях). Это беда появилась у нас ещё с советского времени, когда людей при различных способностях заставляли сидеть на работе одно и тоже время, вообще никак не поощряя инициативы и в любом случае платя всем одинаковую получку. Более того, если ваш начальник заставляет вас присутствовать на работе определённое количество часов и контролирует ваш приход и уход, то ваш начальник однозначно идиот, потому что хорошему начальнику важен результат. И только результат. Нас и так уже приучили болеть на работе, что в целом на нации сказывается только отрицательно – это одна из форм геноцида. А бессмысленное протирание штанов ради галочки вообще-то никогда к результатам и не приводило.

Элвин Тоффлер в своей книге “Третья волна” (которая издана в 1980 г.) одну из глав назвал “Конец режима "с девяти до пяти"” (почитать её можно здесь). В этой главе он подробно описывает все преимущества этого подхода, среди которых прежде всего отмечаются увеличение трудоспособности и уменьшение количеств прогулов. В Европе этой проблемой озадачились аж с 1965-го года, видимо, поэтому они ушли так далеко вперёд в своей производительности. А мы, и так работая на час больше, чем европейцы (поскольку у нас режим “с девяти до шести”), оказывается, работаем при этом хуже в три, а то и в четыре раза! А теперь нам предлагают ещё и с “девяти до двадцати одного”… Нас что, убить хотят что ли?..

И самое страшное, что основная масса россиян покорно терпит весь этот бред…

Комментариев нет:

Отправить комментарий