понедельник, 27 сентября 2010 г.

Генетически модифицированные продукты

Для начала хочу сразу уточнить: я не противник научного прогресса. И не вижу ничего плохого в искусственной селекции растений (или даже животных) с помощью генных модификаций. Я не вижу ничего плохого в биоинженерии. Мне даже нравится такое направление научной фантастики, как биопанк – фантазировать тут можно ещё больше, чем про космос. Но одно дело – книжные фантазии, а другое дело – реальность. Учёные, которые занимаются исследованиями в области биологии, особенно прикладными исследованиями, не должны терять чувство реальности. Всё время необходимо помнить опыт учёных, открывших энергию атома. Не думаю, что кто-то из учёных (политики не в счёт, там мало нормальных людей) сознательно хотел создать атомную бомбу. Поэтому я всеми лапами и хвостом за то, чтобы продолжались исследования в области генной инженерии, и чтобы этих исследований было как можно больше. Я даже считаю, что генетически модифицированные продукты нашей планете нужны. При этом я хочу, чтобы все чётко понимали, что генные модификации бывают не только отрицательные, но и положительные. Другое дело, что о положительных модификациях мы практически ничего не знаем. А самое страшное, это когда исследования имеющихся генных модификаций почему-то не проводятся в том объеме, в каком они должны проводиться.

Есть очень интересная лекция Ирины Ермаковой, которую я тут выкладываю. И выкладываю её только потому, что полностью согласна со всем, что она говорит:

Самое главное, что население должно чётко осознавать: мы то, что мы едим. Доказательство этому очень простое. Никто же не будет спорить с тем, что клетки нашего организма постоянно делятся? Все учились в школе, все проходили деление клеток. Из одной клетки появляются две не меньшего размера, а точно такого. В результате мы имеем два параллельных процесса: с одной стороны, вместе с едой организм потребляет нужные вещества плюс кислород за счет вдыхаемого воздуха; с другой - организм постоянно элиминирует из организма всё ненужное (мочевыделительная система, ЖКТ, дыхание, потоотделение, и даже слёзы – это всё выводящие системы). Мы не можем получать энергию в чистом виде, мы существуем только за счет примитивных химических реакций, которые происходят в нашем организме каждую секунду. Наш образ питания настолько несовершенен, что мы вынуждены потреблять даже те вещества, которые нам в данный момент (или вообще) не нужны, но для того и существуют выделительные системы, чтобы удалять всё лишнее.

Проблема в том, что иногда случается так, что организм, удаляя какое-то ненужное и в общем-то безопасное вещество, превращает его в более опасное. Такое случается, например, при удалении организмом тетраэтилсвинца (один из компонентов автомобильных выхлопов). Тетраэтилсвинец в организме становится триэтилсвинцом (в печени отщепляется одна из этильных групп), и таким образом вещество становится не просто ещё более токсичным, а превращается в мощный канцероген. Ведь в организме всё происходит за счёт биохимических реакций. Все водонерастворимые вещества, которые не могут быть удалены при фильтрации крови в почках, удаляются в нашем организме через печень (и, соответственно, ЖКТ). Грубо говоря, через кишечник удаляется весь механический мусор организма. Для того, чтобы вещество туда отправилось, если оно изначально по каким-то причинам не осталось в кишечнике, оно может пройти обработку печенью, где вещество изменяется под действием ферментов и подготавливается, так сказать, к отправке. Конечно, это я всё очень примитивно рассказываю, но необходимо чётко представлять себе работу организма, чтобы понимать, какие последствия могут иметь те или иные нарушения.

При чём тут ГМО? Сейчас расскажу.

В нашем организме есть одна существенная проблема: он не всё может переработать. Приведу небольшой пример. Есть такой препарат как Гемодез, в основе которого содержится поливинилпирролидон (ПВП) с молекулярной массой около 12000. В настоящее время препарат запрещён, хотя одно время он был очень популярен, его использовали в качестве плазмозамещающего средства. Вместо него сейчас применяют Гемодез-Н, в котором ПВП уже с молекулярной массой 8000. Так вот, ПВП с молекулярной массой 8000 и менее выводится с мочой в неизменном виде, он не расщепляется в организме – отсутствуют ферментные системы. А если его молекулярная масса больше 8000, то такой полимер просто накапливается в печени. Разумеется, не без последствий. Но ПВП – не единственное вещество, которое можно использовать в качестве плазмозамещающих растворов, есть препараты, разработанные на основе крахмала (гидроксиэтилкрахмалы). И вот здесь ключевой момент истории: крахмал наше человечество потребляет уже не первую тысячу лет. Крахмал содержится практически во всех растениях, это способ накопления глюкозы. Поэтому за тысячи лет эволюции наши глюкозозависимые организмы эволюционным путём создали в себе системы, способные расщеплять крахмал и извлекать из него глюкозу. Поэтому препараты из крахмала, попадая в организм, являются менее чужеродными, чем препараты из ПВП, с которым наши организмы в процессе эволюции раньше никогда не сталкивались.

И ещё один пример: в странах Юго-Восточной Азии система питания такова, что некоторые азиаты потребляют мясо животных, не подвергшееся полноценной термической обработке. Человек, не привыкший к сырому мясу, такое мясо не переваривает, однако у азиатов с этим всё в порядке. И даже более того, они просто не могут есть, например, пиццу или макароны. Всё очень просто: люди разные не только по внешним расовым признакам, но и по своим пищеварительным системам. Это вполне нормальное явление, потому что особенности питания в первую очередь зависят от условий окружающей среды. Только вот я не слышала, чтобы этому придавалось какое-то существенное значение.

Поэтому мораль сих баек такова: мы можем употреблять только то, к чему наш организм эволюционно приучен, потому что всё незнакомое ставит организм, грубо говоря, в ступор, и иногда это заканчивается плачевно (вплоть до рака и летальных исходов).

Генетически модифицированные продукты для наших организмов – новшество, к которому оно будет привыкать не одну сотню лет. Может быть, ради спасения Человечества, стоит потреблять их по чуть-чуть, как Распутин, который приучал себя к ядам, боясь отравления. Но зачем насиловать организм, когда можно создавать менее опасные генные модификации?

Питание – это зависимость не хуже зависимости от лекарств (если не ещё хуже). Мы не можем отказаться от пищи совсем, не так мы устроены, чтобы подзаряжаться, как аккумуляторы от какой-нибудь чудо-розетки. А всё, от чего мы зависимы, автоматически становится нашим уязвимым местом. Если на секунду представить, что мировой заговор существует, то сложно отказаться от мысли, что систему питания можно использовать в качестве ещё одного способа манипуляции людьми.

Но речь не о каком-то мировом заговоре. Не важно, существует он или нет, но все люди на Земле должны быть в курсе, что такое ГМО и чем оно опасно.

Наше здоровье – только в наших руках.

Комментариев нет:

Отправить комментарий